?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ода злу

После того, как многие верующие и православные священники выступили с осуждением многофигурной скульптурной композиции Шемякина "Дети - жертвы пороков взрослых", назвав её "памятником порокам", он начал говорить об угрозе церковной цензуры, которая будет угрожать развитию искусства и общества в целом.


 

Ничтоже сумняшеся верующий православный начинает в своих интервью называть священнослужителей "консервативной и ограниченной публикой с устаревшими взглядами", говорит о том, что "уверен, что если господа церковники начнут и власть прибирать к своим рукам, ничего хорошего для страны из этого не получится. В России уже была и церковная цензура, и много тяжких грехов на совести церкви, что, в частности, и привело к той же революции...".


 

Так чего же так опасается господин Шемякин?

Не того ли, что искренне верующие люди и их духовные пастыри увидели в его скульптурной композиции не осуждение, а торжество пороков? Огромных торжествующих дьяволов, нависающих над двумя слепыми и беззащитными детьми? Отрицание Христова поучения "будьте как дети" - потому что рядом с этими чудовищами детьми быть нельзя, ибо зло в трактовке Шемякина всемогуще и всепоглощающе? Если сам художник неоднократно признавал, что в центральной фигуре композиции, создал "гроб повапленный" с женской головой, как символ равнодушия, так почему же он возмущен, что верующие отрицают саму идею памятника гробу, символу смерти и тления?


 

М. Шемякин, знающий канон рисования православных икон, прекрасно отдает себе отчет в том, что на них бесы и пороки изображаются умаленными: мельче основных фигур, в нижних углах иконы, как правило гонимыми и побежденными. В этом же памятнике бесовщина торжествует, нависая над пространством сквера и зрителями.


 

К чему бы такая скульптурная ода злу?

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
pokit9
May. 10th, 2010 08:29 am (UTC)
Для беспамятных
Я вообще не понимаю, каким боком здесь оказалась часть гильотины? Вроде бы изображение пороков, но даже само название не содержит существительных, а только предлог и прилагательное. Причем тут пороки и их жертвы?

35.48 КБ

Конечно, плохо не помнить своей истории и предков, но это притянуто сюда за уши. Надо посмотреть на него глазами детей- что они смогут почерпнуть из этого столба? Это просто непонятная постройка. Есть скульптуры, в этой скульптурной группе, ужасные, есть смешные , но эта вообще скульптура не о чем. Если бы не было подписи, то я сама бы и не догадалась, что это. Причем очень интересно то, что садизм автор включил в страшные пороки, но посмотрите на этот столб как это не призыв к садизму и самосуду?

Ну, да есть человек, не помнящий своей истории, но разве можно его вот так на позорный столб. Это не садизм? Может, стоило еще толпу с камнями изобразить? Детям надо объяснять и показывать что беспамятные, расплачиваются за это своей жалкой жизнью, и их стоит только пожалеть, а то как-то Третьим рейхом отдает.

Может вообще, Нищету надо было заковать сюда, для пущей убедительности? Это, конечно, абсурд, но все это было бы смешно, если не было б так грустно.
pokit9
May. 10th, 2010 08:30 am (UTC)
Скульптура Воровство тоже из серии мир животных, но мне Воровство не нравится тем, что как то сильно приуменьшено его сила, так сказать. Таким мешочком у нас уже не кто не ворует (взять даже то, что теперь воровство или кража у нас начинается с 1000, а раньше было со ста рублей). Очень милое Воровство, стоит к нам своей пятой точкой.

73.14 КБ

Может автор подает пример - воруйте втихаря и маленькими порциями, тогда до смерти доживешь? А вообще, мне кажется, что существует подмена понятий - вот человек украл - он доволен и счастлив, причем это даже не человек, а мифический человеко-свин. Как можно в стране, погрязшей в коррупции и взяточничестве показывать такое не страшное и не плохое воровство?

63.89 КБ

Я стараюсь посмотреть на эту скульптуру глазами ребенка, и я понимаю, что вот это вот, если конечно мама объяснила, воровство, это плохо. Но я, же не мешок взяла, я куклу или машинку и с лицом все в порядке, осталось. А подростки только посмеются да поглумятся над этим воровством, т. к. у нас каждый второй хочет быть чиновником, из-за мешочка побольше.

Воровство надо изображать с человеческим лицом, да и не с таким довольным лицом. Вот если бы Воровство было такое же как Нищета, дряблое и худое, может быть, кто то что то бы и не украл, после этой скульптуры. И опять же, тут смотришь на жалкую Нищету, а рядом Воровство цветет и пахнет. Вы бы что выбрали?

По-моему, ответ очевиден, свиное рыло. Ведь у нас и то и то порок, так лучше украсть и радоваться, чем всю жизнь честно трудится и стать олицетворением Нищеты порочной.
pokit9
May. 10th, 2010 08:31 am (UTC)
Если все предыдущие персонажи воспаленной фантазии автора были, если не сказать смешными, но никакими, то Садизм уже стал отдавать монстровщинкой.

77.12 КБ

Полу мужик полу носорог, а если добавить характерную кепочку, очень похожего на многоуважаемого мэра Москвы Ю. Лужкова (недавно узнала, что, по слухам, ее и лепили с него, потому что ему не понравился первый вариант скульптурной композиции). Если честно, то Садизм я бы без подписи не отличила, уж очень он завуалирован. С первого взгляда мне показалось, что это продавец арбузов решил меня похлопать по плечу, за то что я у него сразу два взяла.

Как на таком примере можно объяснить садизм? «Вот, деточка, смотри, Садизм, это очень плохо.»Понятно, пойду кошку подожгу…» А что, все верно- это Садизм, где видно что Садизм делает? Стоит он себе и стоит, кошек не жжет. Это все мой черный юмор, а если честно, то я еще не видела что бы люди, насмотревшись вдоволь на сцены с насилием в кино, или дети, наигравшиеся в «стрелялки», пошли милостыню подавать и бабушек через дорогу переводить.

Насилие рождает насилие, так зачем, объясните, дорогой Шемякин, ставить скульптуру Садизму? Что бы его еще больше стало?
pokit9
May. 10th, 2010 08:32 am (UTC)
105.44 КБ

Вот, вот оно- настоящее название скульптурной группы: Пропаганда насилия. А что? Как то слишком уж много в этом памятнике насилия - и Садизм, и Пропаганда насилия, и Эксплуатация детского труда.

А сами посудите, если уже есть Садизм, зачем делать Эксплуатацию детского труда, например? Или у нас все эксплуататоры сплошь добрые и отзывчивые люди? Садисты, одним словом. Так что либо у Шемякина фантазии не хватило, либо ему тема насилия настолько нравится и близка, что он не удержался и наваял аж три скульптуры (не считая Войны и Для беспамятных).

Как говорится, кто, о чем, а Шемякин, о насилии. Я уже писала о том, что в скульптурах заметно личное отношение автора, так Пропаганда насилия исполнена в таких трогательных деталях (на оружии, например, есть серийные номера ), что становится страшно.

Некоторые «юмористы», предлагают, подкладывать Пропаганде свежую литературу, на большие нацистские праздники. Ну и о каком мифическом воспитании наших сердец и умов идет речь? Просто то, что раньше вызывало негодование, теперь вызывает глупые шутки.

За что боролись, на то и напоролись.
pokit9
May. 10th, 2010 08:33 am (UTC)
Алкоголизм
Главная беда России.

67.31 КБ

Теперь я понимаю, что ей ставят памятники. Недаром многие прозвали этот памятник «Памятник порокам».Как можно было в самой пьющей стране мира даже подумать о установке такого памятника? Ведь, как говорят знающие рекламщики, лучшая реклама та, что вызывает шок и смешанные чувства.

Алкоголизм , по-моему, больше похож на памятник ожирению, конечно авторская задумка такова, что это намек был на «пивной животик», но кто-нибудь видел пивных алкоголиков? У них кроме того животика и опухшего лица нет ничего, все остальное сухое. А это вполне себе упитанный дядька. Вообще мне эта аллегория не совсем понятна. Повторюсь, упитанный дядька, стилизованный под изображения древнегреческих богов, с кубком в одной руке и с графином в другой.


61.69 КБ

Неплохой Алкоголизм.

Все алкоголики, да и простые смертные, в душе хотели бы таким алкоголизмом заболеть. Он, видать, хорошо закусывал, раз стал таким упитанным. Вот и судите сами Алкоголизм не страшный, а мы его отлично запомним (шок то испытали от такого скопления монстров), и я думаю, эффект от монумента будет отнюдь не всеобщая трезвость.

Да и вообще, зачем нам памятник, напоминающий пороки, ведь «Ибо имеющий глаза, да увидит, имеющий уши, да услышит». Ведь очень много людей, которые стоят и рассматривают памятник с бутылкой пива, а после просмотра пойдут еще за одной.
pokit9
May. 10th, 2010 08:35 am (UTC)
77.76 КБ

Невежество это очередной монстр. Но как, то не вяжется его образ с самим невежеством. В моем представлении невежество должно выглядеть поглупее, а здесь Невежество слишком веселое. И недавно узнала, что погремушка в одной руке, а часы в другой означает переделанную поговорку «потехе время».

Ну и подумайте, невежество и поговорка про лентяев - делу время, а потехе час, с какого боку тут Невежество? Такое ощущение, что автор при создании своего памятника пользовался другой народной мудростью – сделай просто так и скажи что так задумано. Шемякин взял на себя слишком большую и неподъемную ношу – столько тематических скульптур не для него.


86.91 КБ

Ладно бы он назвал Невежество Праздность, например, еще как то бы образ этого веселого осла подошел бы, но невежество. А вообще я не понимаю - зачем вообще это все? Что у нас в обществе мало пороков? Да оглянитесь во круг! Вот вам настоящие пороки и очень наглядно.

Приведу в пример себя- я шла с бабушкой по улице, мне было лет 5-6 и увидели мы алкоголика, собирающего бутылки, а из некоторых он допивал. Бабушка сказала мне, что вот, если не будешь читать и учится, будешь так же ходить. Конечно, бабушка была уже в глубокой старости и с прибамбахом, но этот отрицательный образ и страх стать его подобием выбил из меня все желание лениться. А покажи мне бабушка вот такого уродца и скажи: вот, будешь лениться и такой порок ( дальше варианты - нападет на тебя, укусит тебя, поселится у тебя в голове и т. д. ).

Не думаю, что это произвело бы на меня такое неизгладимое впечатление. Ведь отождествлять себя с человеком намного проще, чем с бронзовым монстром, а современные дети смотрят такие мультфильмы, что эти Шемякинские пороки для них семечки.
pokit9
May. 10th, 2010 08:36 am (UTC)
Эксплуатация детского труда
72.51 КБ

Да, опять господин Шемякин использует подмену понятий. Как эксплуатация детского труда может стоять в одном ряду с такими пороками, как садизм и проституция?

Это грехи, а эксплуатация детского труда это последствия таких грехов как жадность, сребролюбие и т. д. Если Шемякин взял на себя ношу, излечить наше общество от пороков мира сего, то почему он лечит не само заболевание, а его осложнения? Лекарь душ наших, как и (выражаясь примитивно) врач тела, должен лечить причину, а не последствия. Т. к. если вылечишь осложнение, а причина останется, то осложнение, рано или поздно, опять проявит себя, но в более тяжелой форме.

Это все метафора, но если говорить о приземленном, то мне, очень жалко денег, потраченных на этих огромных бронзовых уродцев. Раз автор памятника так хорошо видит пороки и даже приводит цифры, количества несчастных детей, то мог бы не пафосно памятник установить, а просто тихо помочь детям, да ладно тихо помочь, позвал бы все телеканалы и попросил бы снять как он нашел спонсора и деньги в фонд помощи передает.

Воспитал бы, так сказать, на личном примере. А то Шемякин хочет и рыбку съесть и косточкой не подавится. Зачем отдавать деньги, ведь его все равно забудут, не через год, но через три точно, а тут «манументище», глядишь, лет через 50 еще помнить будут.
pokit9
May. 10th, 2010 08:37 am (UTC)
Война, при первом рассмотрении, напомнила мне агитплакат времен холодной войны – почему у бомбы голова Микки – Мауса? Или это переодетый в эксцентричный костюм, Дисней, нам нового персонажа своих мультиков решил продемонстрировать?

56.10 КБ

Странно, что поставили памятник Войне. На протяжении всей истории ставили памятники жертвам и героям войн, но что бы Войне это впервые. Как правильно замечено в интервью с В. В. Абраменковой , странно ставить памятник жертвам, где сами палачи и больше и более детально изображены, чем жертвы. Вид войны меня тоже очень смущает – почему она в противогазе? Противогаз абсолютно мирное изобретение, да, он предназначен для военного времени, но как защита для мирных жителей от бактериологического и химического оружия.

59.43 КБ

Поэтому Война в противогазе очень похожа на миротворца – плохие дяди – террористы замуровали бедного Микки в бомбу, а Война, спасительница решила бомбу обезвредить и Микки освободить (а чем еще объяснить, такое бережное отношение этой статуи к бомбе-Маусу и противогаз). Дети любят Микки, в мультфильмах он положительный персонаж и поэтому такое бережное отношение чудовища к нему вызывает симпатию к монстру. Ведь микки не плачет, а улыбается в тридцать два зуба , кто будет улыбаться в ситуации, когда ему плохо.

Так что этот Маус тут вообще не к месту.
pokit9
May. 10th, 2010 08:38 am (UTC)
74.69 КБ

Если бы равнодушие не стояло по центру и на постаменте, то я бы его и не приметила.

К Равнодушию господин Шемякин, подошел равнодушно (простите за тавтологию). Но фантазия видать вся была истрачена на предыдущие двенадцать пороков, поэтому на Равнодушие ее осталась малая толика. Но я все, же присмотрелась к Равнодушию и заметила интересные детали. Вообще само слово равнодушие среднего рода, но на постаменте четверорукая женщина, очень похожая на языческий идол.

А я вот, поставив себя на место ребенка, подумала: памятник, ведь это как образец для подражания, памятники, до недавнего времени, ставили героям, ученым, талантливым деятелям искусства . А это что? Ну вот кто наши герои теперь- монстры, уроды и проч. А Равнодушие больше всех, значит оно и запомнится лучше. У нас много говорят что люди стали равнодушны к проблемам других, а что вы хотите? Если у нас пенсионеры порочны (Нищета).

Приведу пример: подростка лет 15-16 спросили, хотел бы он своему младшему брату показать этот монумент, на что он ответил, вы что, он потом ночью не уснет. Разве можно таким способом научить хорошему? Если постоянно ребенка бить и учить тому, что драться не хорошо, то можно не сомневаться , что драться он будет, а тут такое скопление гигантских монстров, что ребенок не запомнит каждого по отдельности, а запомнит лишь их имена, но это вовсе не означает что он этого будет избегать, а скорее наоборот.
( 9 comments — Leave a comment )